Персональная страница Лагутина Владимира Алексеевича

cryt@mail.ru

статьи
форум
ссылки
написать письмо
на главную

Ещё раз о Левой Россоши.

          Нет сомнения в том, что каждый посетитель Internet’а в первую очередь попытается найти хоть какое-нибудь известие о своей маленькой родине, где родился, учился, вырос и оттуда улетел навсегда за тридевять земель, потеряв всякую связь со всем и всеми. Одни находят в Internet’е кое-какие общие сведения, другие не находят ничего. Чаще всего родной населённый пункт в паутине не значится совсем.

          Признаюсь, что при первом моём прорыве в Internet, была попытка найти своё родное село Левая Россошь. Нашёл. Большая часть сайтов – почтовые индексы села. Столько сайтов, что можно подумать, что жителям Левой Россоши пишет вся Европа. Против всех 16 улиц села проставлены индексы, как в Европе, правда, у всех улиц индекс один и тот же 396360. Вот немецкая пунктуальность – 16 раз повторили одно и тоже! Но что больше всего меня удивило – есть сайт автомобильного шопа. Замечательно, видно торгует этот шоп со всем миром. Прочтут в Internet’е, что в Левой Россоши есть автомагазин и кинутся ото всюду запчасти на «Запорожец» скупать, с Колымы приедут и из Португалии само собой. Не говорите, что не найдут наше село, на сайте Avtomag magazine Voronezh 2000 №3 sale ниже этих слов в описании ссылки дан точный адрес (дословно привожу, кто не верит, пусть проверит): сша Воронежская обл. Каширский р-н с. Левая Россошь ул. В ногу со временем шагают земляки. В Internet’е подходящая к этом случаю частушка есть:

Посреди родных равнин
Ныне – как в Европе,
Пошёл милый в магазин,
Оказался в шопе.

          И кто же в «ентой самой шопе» в Левой Россоши ведёт нашу Расею к прогрессу? Неужто наш левороссошанский абориген, чует моё сердце - «ненашенский».

          Наш бывший колхоз XIX съезда партии на старом сайте объявил, что торгует мясомолочной продукцией. А вот ныне именуемая СХА «Нива» на своём сайте не объявляет, чем торгует, видно нечем, зато даёт всё тот же почтовый индекс, и признаётся, что факса у неё нет. Ну, что ж, подождём-с, будет мясо – будет факс.

          Вот и все трудовые новости с нашей родины. Правда есть любопытная не трудовая новость. В конце июля 2004 года через Левую Россошь прошёл крестный ход старушек в с. Костомарово, где вышеупомянутые старушки быстренько обежали вокруг монастыря кругом, видно боялись, что автобус уедет без них, сели в автобус и исчезли. Ну, уж если это событие для села, то законный вопрос: летают ли птицы над селом?

          Обидно. Неужели нечего написать о селе? У него интереснейшая история переселения из Подмосковья в конце восемнадцатого века, переселение наших в Саратовскую губернию (куда?), появление сёл Левая Россошь на Алтае и в Хабаровском крае (в Хабаровске живёт машинист паровоза Лагутин Владимир Алексеевич, совпадение названий сёл в крае и под Воронежем, наших сельских фамилий не может быть случайностью, он не отрицает этого в своём письме). У одного известного художника (фамилию не могу вспомнить) есть картина о Студенецком селе в Подмосковье. Там посреди огорода стоит банька. Точно также стояли саманные бани посреди огородов и у нас. Сходство поразительное, особенно если учесть, что основные жители села Левая Россошь были переселенцами из Студенецкой слободы Подмосковья. Но наши бани уже не топили, и они одна за другой исчезали с пейзажей села. Разве не интересна история отходничества и расселение наших людей по миру от Монголии до Канады и Аргентины? Период Гражданской войны и коллективизации, нам об этом времени ничего не известно. Героическая гибель наших мужиков на фронтах Великой отечественной войны не должна быть забыта. У Образцовых шестеро ребят ушло на войну и четверо погибли. У Фалеевых четверо погибли. И так в каждом доме. Почти все наши мужики погибли, а кто пришёл, то без руки, то без ноги. Смотришь на ветхие избы и не веришь, что в этих домушках жило столько народу. Мы сейчас в трёх комнатных квартирах втроём еле умещаемся, а раньше в избах четыре на пять жило по десять и более человек, и все умещались.

          В нашем селе родился не только генерал Макашов, но большие учёные: академик Алексей Сергеевич Бушмин, в годы моего детства его родственники жили в селе и его помнили; член-корреспондент Академии наук Михальченко Борис Григорьевич. А ведь этих головастых людей учили учителя, которые и нас учили. Значит, наша захолустная сельская школа давала такие надёжные знания, и их было достаточно, чтобы поступить в столичный ВУЗ. И на сайтах села Левая Россошь должна быть отдана дань уважения нашим учителям-подвижникам, таким как Серафима Михайловна Понаморёва, Лидия Константиновна Дыхова, Дмитрий Иванович, Владимир Алексеевич Хромых и другим.

          Наши земляки рассеяны по всему миру, но их можно встретить и узнать по надёжному паролю. Во-первых, фамилии коренных односельчан, потомков переселенцев из Подмосковья на Форосанские поля старинные, встречающиеся не так часто, как иные: Шемонаевы, Шеньшаковы, Иньшины, Каширины, Лагутины, Чиковы, Бударины, Чуриковы, Сомовы, Фалеевы, Балыкины, Бугаковы и другие. Во-вторых, из-за безземелья наши мужики с двенадцати летнего возраста занимались отходничеством. Они работали на бойнях, рассыпанных в тогдашней России от Монголии до Кавказа. На бойнях наши мужики (и мужики из с. Каменка на Дону) специализировались на выделке кишок для колбас. Это была тонкая работа, и наши спецы были по всей России нарасхват. Отсюда мой пароль при встрече с людьми, в которых я подозревал своими земляками. Спрашиваю:
- Твой отец или деды работали на бойнях?
- Они были кишошниками (произношение сохраняю таким, каким его захватил в селе)?

          Если следовало «да», то это были люди «нашенские» (слово из лексикона старых жителей села). По этому паролю у меня были очень интересные встречи, услышаны интересные истории. Иногда достаточно открыть телефонный справочник и позвонить.

          А улицы села? Они хранят много загадок. Вспомните, земляки, какие удивительные старые имена носят улицы села. В Боевский лог упирается своим концом улица Болгария, а в Московский лог – улица Москва. На моей памяти они заканчивались садами, Москва заканчивалась садом деда Образцова. Между этими улицами по речке лежала улица – Квасовы хутора, конечно, никаких хуторов не было, была маленькая улочка. Эти три улицы образовывали широкую развилку. От дома Мазиных вдоль по правому берегу речки шла улица Шелудивка, а по левому берегу – Хмелёвка. Шелудивка – название неблагозвучное, но в социальном плане должно быть интересное. Название Хмелёвка переселенцы принесли из Подмосковья и сохранили на новом месте. Шелудивка кончается на берегу оврага, на той же широте заканчивается и Хмелёвка, на другом берегу оврага начинается улица Козиновка. Напротив устья лога приходит дорога-съезд с улицы Хмелёвка. За Хмелёвкой по косогорью стояли редкие избы до самой Стегневки, которая со своей высокой горы по прорытой когда-то дороге спускалась к Первомайской улице. Между Стегневкой и Чижовкой (Чужовка, так звучало в местном наречии, а может быть это название и было исконным, от слова «чужой», а потом грамотеи привели его к литературному звучанию и оно утратило свой первоначальный смысл?), по оврагам и горкам невероятно живописно стояли избы, взять для примера хотя бы дом Стёпчевых или дома Чекрыжовых или Сомовых. Видно, что ставили дома ради красоты в первую очередь. Умели наши прадеды ценить красоту. На правом берегу речки напротив Чижовки – центр села. Чижовка плавно сходила другим концом к речке, а Перевёртовка круто сбегала к речке против устья оврага в конце Проспекта Революции. Под горой Перевёртовки на краю луга, в тишине, среди птичьего пения, сидели окружённые садами избы «луговых». Красивейшее место! За лугом на горе начиналась Кумань. Слово-то какое таинственное, поэтическое! От центра села до Кумани лежит улица Проспект Революции, а раньше старожилы называли её Красная сотня. Мне кажется, что это название красивее, чем Проспект. Какой уж там Проспект, это самая беспорядочно устроенная улица. О, романтики новой жизни! Как надо было верить в будущее, чтобы назвать такую растрёпанную улицу Проспектом. Может быть, потому и назвали, что мечтали её упорядочить, покрыть асфальтом, осветить электрическими фонарями? Не вижу возражений. Вспомним, ведь мечтали же жители села и верили, что скоро от села до Колодезной проложат трамвайную линию. И эта неизвестно откуда появившаяся мечта встречала в душах жителей надежду и радость. Мечтали и верили, что нашу непроточную речку вот-вот прокопают земснарядом, и она обретёт течение, как и положено всякой речке. Были сомнения, что эти работы начнутся этим летом, но то, что они скоро начнутся, мало кто сомневался. В начале Кумани, на горе с видом на луг стоял в кустах сирени домик нашего учителя ботаники Дмитрия Ивановича. Его инициативой и под его руководством его учениками был посажен парк в центре села. Кумань хорошая улица, более известная подвесной тележкой через речку, на которой Галчёнок перекатывался в свой сад на другом берегу речки. Этой тележки и способу перебраться через речку обязан Галчёнок своей известностью. Кумань ограничивалась большим Куманским логом, а за логом у самой речки лежала улица Чернявка (в произношении жителей села). Улица заканчивалась огромным садом. За садом направо лежит Солонецкий лог, а налево за косогором уже начинались улицы Солонцов. Тогда на косогоре между сёлами стояла старая, неработающая ветряная мельница. Чернявка, с избами в один ряд под большими вётлами, была такой милой, патриархальной улочкой. Через дорогу уже лежало поле, и всю весну над Чернявкой пели жаворонки. Зимой её засыпали снега, и здесь становилось так глухо, что и выразить нельзя. Так же и на Болгарии и на Москве. Теперь Чернявки нет, ушли жители оттуда, избы снесли и все запахали до самой речки. И там, где люди жили почти 250 лет, их следов не осталось.

          Достопримечательностей в нашем селе не было, и сейчас нет. Но в нашей памяти они есть. В первую очередь я бы назвал старинные, не перестроенные избы. Это, вне всякого сомнения, памятники крестьянского быта, принесённые из Помосковья. Их в селе осталось немного, но они ещё есть, даже в центре села. В старых избах, если стать к ним лицом напротив входа, за входной дверью были большие сенцы без потолка, из сенец налево находилась сама изба, направо – горница. Дверь из сенец во двор всё лето не закрывалась, т.к. в сенцах на переводнях гнездились ласточки. К ласточкам в селе относились трепетно, как к божеству. В избе два окна на улицу, одно, суднее, во двор. Иконостас в левом углу от двери. Печь справа за судним окном. В горнице одно окно на улицу, во двор часто окна и не было. Печи в горнице не было. При перестройке избы, чаще всего избу разрушали и переходили жить в горницу. Хотя бы одну избу сохранить, как музей.

          Ни церковь, ни кирпичные дома в центре села не могут претендовать на архитектурные памятники. Но по дороге от ветпункта в Боево, дорога пересекает овраг по гребню плотины пруда. Там ниже новой плотины находятся остатки старой. Вот эта старая представляет определённый интерес. Она в инженерном отношении строгая, стройная, экономная, с почти отвесными откосами, и смотрелась очень красиво. В инженерном отношении - это шедевр малых плотин. Моя специальность позволяют говорить так. Видел я плотины не только современные, но и построенные руками рабов Рима. Сравните с ней новую плотину, и вы поймёте, что новая плотина распластанная, неряшливая, не надёжная. Сравнение этих плотин говорит, что сегодня мы много знаем, да плохо умеем. Не знаю, что осталось от этих плотин сегодня.

          Из древностей – курганы напротив правления колхоза, около МТС. Это целый комплекс древних курганов. Но кто о них сегодня знает, если они распаханы ещё до 1955-1957 г.г.? Я тогда работал прицепщиком на тракторе вместе Андреем Вороновым, и по безграмотности своей не мог понять, почему после вспашки ниже больших распаханных курганов на пашне появляются большие жёлтые круги. Это были следы малых курганов. Курган на колхозном дворе на Кумани раскопан археологами. Могила воина. Больше ничего не известно.

          Для родившихся в селе Левая Россошь, несомненно, самое важное значение имеют две школы, маленькая (красная) - начальная и большая (ШКМ, школа коммунистической молодёжи) - средняя, сегодня обе в аварийном состоянии, того и гляди обвалятся. Началом всех наших начал был школьный сад. В то время он представлял собой квадрат, обсаженный вязами, между ними жёлтая акация, да «единственная в мире» сиреневая аллея. Больше ничего, но это было самое романтическое место. Память ни одного жителя села не может пропустить школьный сад. Здесь рождались наши мечты и вырастали крылья, которые потом навсегда сдавались на стоящие вдоль железнодорожных путей склады станции Колодезная.

          Но самое интересное – это судьбы жителей села Левая Россошь. Как мало мы знаем о них, но как много захватывающих историй здесь происходило. Всё забыли. Здесь даже в одной семье люди были разные по виду, одни дети были крупные, крепкие, круглолицые (Балыкины), другие невысокие, гибкие с точёными лицами (Каширины – Ярки). Это я о семье своего деда Каширина Никанора. И такие семьи почти все подряд. Много в селе было красивых людей, всю жизнь я утверждал, что в нашем селе жили самые красивые девушки. Увидишь, так и ахнешь от удивления и восхищения. – «Да, чья же это?» И назовут такую знакомую фамилию! Я когда вижу картины наших великих художников, то не могу отделаться от мысли, что самые лучшие портреты они писали с жителей нашего села. Всё кажется, что самые прекрасные глаза знаменитых женских портретов списаны с нашей Шеньшаковой Валентины (Второй). Валя жила на Перевёртовке, бывает она там и сейчас.

          Вот Бушмин А.С. и Михайленко Б.Г. стали академиками, но, сколько наших талантливых ребят могли и не стали ими. Нынешние жители села помнят пьяницу Юху (Бориса Ефимовича Теслинова). Я учился с ним. Наша учительница зоологии Надежда Николаевна, которую все в селе звали нежным словом - Солнышко, всегда поручала Юхе знакомить нас с внутренним устройством животных. Нужно было видеть с каким изяществом и тонкостью он препарировал лягушек, показывая нам их внутренние органы. Не нужно было быть пророком, чтобы сказать, что Юха прирождённый хирург, не просто хирург, а будущий Пирогов. Но беспросветная нужда лишила его учебников и книг, потом пьянство и пропали золотые руки хирурга.

          Винька Бондаренко – умница, круглый отличник, художник, энциклопедист, первооткрыватель, фантазёр. Как сложилась его судьба? Internet не даёт ответа. Борис Лагутин обладал феноменальной памятью, он мог слово в слова повторить объяснение урока любого учителя на следующий день. Алик Глаголев на выпускном экзамене написал сочинение на двенадцати листа, исписал всю тетрадь, поставил точку и сдал тетрадь. На предложение учителей проверить написанное, ответил: «Там нет ошибок». Там действительно не было ни одной ошибки. Где Витька Чубук – золотые руки? Да сколько было таких ребят! На каких путях-дорогах они споткнулись и не вышли в академики?

          И какие истории, связанные с судьбами людей. Далеко и ходить не надо, у всех на глазах развивалась история с кладом на Квасовых хуторах, но в анналах села её не найти, даже не все знают о ней. А ведь этой истории почти шесть десятков лет. Борис Каширин может вспомнить историю с трёх литровой банкой денег Митьки Голована, но ведь эта история имеет раннее начало и поздний конец, она длиной в целую жизнь с печальной развязкой. Старики перемрут, и всё канет в небытие. Многие семьи скрывают тайны достойные пера Бальзака, Мопассана, Лескова, Чехова, Островского, Шолохова. Покопайтесь в памяти, и вы согласитесь со мной. Вот история гибели Петьки Куликова, как результат разлада совести и действительности. И время действия этой трагедии не менее полусотни лет. А сколько было анекдотичных случаев, но не было в селе своего летописца, и всё утеряно безвозвратно. Как жаль. Может быть, кто откликнется на мою печаль, да и напишет в Internet хоть что-нибудь о нашем родном селе Левая Россошь. Может быть, кто-нибудь начнёт писать летопись села. А читатели есть. На моём сайте основной материал о письменности Древнего Крита, о Фестском диске, но распечатка посещений показывает, что у статей о Россоши читателей в три раза больше, чем о Фестском диске. Конечно, отсюда надо вычесть читателей о городе Россошь, которые ищут сообщений о своём городе, но всё равно, село Левая Россошь имеет больше читателей, чем греческие древности.

          Читатель!
- Твой дед или отец работали на бойнях?
- Они работали кишошниками?

29.08.2005



Hosted by uCoz